Проблема развития социальной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. Социальное развитие ребенка — это усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой малыш растет, формирование его ценностей, навыков общения. Мы готовим ребенка к тому, чтобы он мог смело вступить в самостоятельную жизнь на последующих этапах своего социального развития и прежде всего-обучения в школе. Значит, мы хотим, чтобы наш ребенок понимал что труд — это основа жизни, что  работа занимает в жизни людей очень важное место, что бы ребенок был готов трудиться сам и уважал труд других людей.


Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека так же обоснована Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

 В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой нежелания детей трудиться, помогать сверстникам, отсутствие даже у старших дошкольников элементарных знаний о профессиях взрослых и с проявлениями неуважения к результатам труда

 В правоте своих мыслей убедилась при проведении педагогической диагностики (по методике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А.)- «Изучение представлений о труде взрослых)  Кроме того, беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что родители не предают важного значения формированию у дошкольников представлений о трудовой деятельности.


    Заинтересовавшись данной проблемой, изучила подробным образом  комплексные программы дошкольного образования.  Анализ программ показал,  что программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе, Тем не менее профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст можно полноправно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для будущего профессионального самоопределения личности


Поэтому в  своей работе определила цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых  через знакомство с профессиями. И поставила  задачи.

Содержание работы включает непосредственно работу с воспитанниками, с их семьями, с педагогами, обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.

 


Мной был  разработан примерный  план , который предполагает знакомство детей с профессиями в соответствии с темами недели 

 


Знания о профессиях и труде взрослых формирую, в процессе организованной образовательной деятельности  используя  принцип  интеграции образовательных областей, где любое занятие рассматривается через призму знакомства с профессией, трудом взрослых. Так, например, на занятии по развитию речи, цель которого научить составлять связный рассказ о родном городе, дети знакомятся с профессиями: директор туристического агентства, турагент, водитель, продавец лавки, экскурсовод, фотограф 


На занятии по ФЭМП лексическая тема «Мебель» одновременно решались задачи познавательного и математического характера с  знакомством профессии столяр. (Фото)  На занятиях по художественно-эстетическому развитию,  дети   были стилистами и парикмахерами. (слайд аппликации) Тематика  таких занятий разнообразна, но все они связаны с профессией. Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и связующим звеном при этом выступает профессия. 

 


 Наиболее действенные оказались способы ознакомления детей с трудом взрослых, такие как экскурсии и наблюдения, в ходе которых дети старшего дошкольного возраста имеют возможность увидеть непосредственно сам процесс труда, его орудия в естественной обстановке, пример трудовой деятельности взрослых. Помимо этого, экскурсии также развивают наблюдательность, и создают интерес к трудовому процессу.  

 

 

Для знакомства с профессиями взрослых организуются  целевые прогулки. Также немаловажно знакомить дошкольников с профессиями и трудом сотрудников детского сада. Организуем наблюдение за трудом взрослых в  пределах детского сада.

 Такие наблюдения за трудовым процессом, беседы и встречи с представителями профессий, обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний


 Важную роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых старалась отводить семье. Родители являлись активными участниками такой совместной работы. В рамках долгосрочного проекта «Выходной день вместе» мы посещали театры, музеи, детскую железную дорогу, были за кулисами театра, встречи с работниками библиотеки.

Родители не только рассказывали детям о своей работе, какую пользу приносят людям.,  но и привлекали  к повседневному участию в бытовом труде.


 В ходе работы по знакомству с трудом взрослых организовывались встречи с интересными людьми.  Так, например, встречи с бабушкой Кати и папой Артема, способствовали обогащению представлений детей о профессиях врач, полицейский.  В процессе дальнейших бесед посредством моих рассказов уточнялись, закреплялись и дополнялись сведения, полученные во время встреч. Наблюдала, как живой пример окружающих взрослых, непосредственное соприкосновение с их профессиями – создает положительное отношение к труду и осмысление его значимости, обогащает чувства воспитанников.

А встреча с Дальневосточным писателем Е. Неменко, вообще породила цикл занятий  «Хочу стать поэтом», «Как рождается книга», «День славянской письменности» реализован проекты «Подружись с книгой», «Писатели и поэты Дальнего Востока»,  организованы экскурсии в библиотеку, книжный магазин и т.д.. 


 Книги, дидактические игры,  пазлы,  наглядные материалы  способствовали формированию и расширению представлений о труде взрослых. Занимательные игры и упражнения с задания разного уровня сложности, развивали познавательную и творческую активность, систематизировали представления о профессиях.

 


 В самостоятельной игровой деятельности воспитанники примеряли на себя роли различных профессий. Активно использовали игровую атрибутику, называли инструменты, действия, которые выполняют люди разных профессий. Дети воплощали свои замыслы, старались играть в соответствии с ролью.

 


Подводя итог проделанной работы, и сравнив результаты педагогической диагностики, можно отчетливо проследить за положительной динамикой развития у моих воспитанников представлений о социальной значимости труда взрослых.


 Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Для решения проблемы трудового воспитания дошкольников на современном этапе необходима системность. Таким образом, главная задача воспитания положительного отношения к труду взрослых может быть успешно решена при правильно организованной совместной работе семьи, детского сада, а позднее и школы